Регистр СМК

Порядок проведения сертификации

Основные положения по порядку проведения сертификации

1. Правила проведения работ по сертификации

Заявителями на проведение сертификации в Системе могут быть отечественные и зарубежные организации, при наличии необходимых официальных документов, подтверждающих легальность деятельности, а также специалисты (физические лица).

Условием проведения сертификации в Системе является наличие в организации документально оформленной и внедренной системы менеджмента.

При сертификации систем менеджмента объектами проверки (аудита) являются:
  • область применения системы менеджмента
  • качество продукции
  • документы системы менеджмента
  • процессы системы менеджмента
В Системе принята следующая последовательность операций при проведении сертификации:

  • подача заявки на сертификацию объекта;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • проведение необходимых проверок;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • оформление, регистрация и выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированным объектом, если это предусмотрено схемой сертификации.

2. Общий порядок сертификации систем менеджмента на соответствие требованиям стандартов


1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации системы менеджмента с комплектом документов.

К заявке должна быть приложена следующая информация:
    • общая характеристика организации - заказчика, ее наименование, юридический и фактический адрес и адреса производственных площадок (при наличии), юридический статус, сведения о человеческих и технических ресурсах (оборудовании, программном обеспечении, транспортных средствах и т.д.)
    • заявляемая область сертификации (область применения системы менеджмента)
    • заявление о согласии организации - заказчика удовлетворять все требования к сертификации и предоставлять любую информацию, необходимую для проведения проверки (аудита)
    • наименование стандарта, на соответствие которому планируется сертификация системы менеджмента
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации с учетом наличия в органе по сертификации необходимой информации для планирования аудита.


Орган по сертификации при рассмотрении заявки определяет нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация; запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения.


В случае отказа от принятия заявки орган по сертификации приводит в извещении основания для отрицательного решения.

Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.


2. После тщательного анализа поданной заявки и сопутствующей документации орган по сертификации принимает одно из решений:

При положительном решении:

    • Заявитель получает официальное одобрение
    • Направляется проект договора на сертификацию
    • Проводится расчёт трудозатрат с учётом всех производственных площадок заказчика
    • Договор предусматривает полную предоплату или возможность двухэтапного внесения средств

При отрицательном решении:

    • Заявителю направляется письменный отказ с обоснованием причин

3. После заключения договора

После получения оплаты орган по сертификации выполняет следующие действия:

    • Формирует перечень необходимых документов для заявителя
    • Назначает комиссию по сертификации
    • Определяет председателя комиссии
4. Формирование комиссии

Состав комиссии может включать одного или нескольких экспертов. При работе одного специалиста он автоматически становится председателем.

При формировании комиссии учитываются следующие факторы:

    • Цели и область аудита
    • Сроки проведения проверки
    • Специфика деятельности организации
    • Количество подразделений и филиалов
    • Численность персонала
    • Необходимый уровень компетентности
    • Требования законодательства
    • Независимость экспертов
    • Эффективность взаимодействия с проверяемой организацией
    • Языковые аспекты

5. Важные условия:

    • Комиссия должна обладать необходимой совокупной компетентностью
    • При недостатке знаний привлекаются технические эксперты
    • Запрещено включать представителей проверяемой организации
    • Состав комиссии утверждается руководством органа по сертификации
    • Заявитель имеет право запросить замену члена комиссии

Все разногласия по составу комиссии должны быть урегулированы до начала аудита между председателем комиссии и уполномоченным представителем проверяемой организации.

3. Перечень документов и сведений для анализа документации
системы менеджмента



  1. Руководство по менеджменту
  2. Политика организации в области менеджмента (если она выполнена в виде отдельного документа и не включена в Руководство по менеджменту
  3. Структурная схема проверяемой организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок)
  4. Структурная схема службы качества проверяемой организации (если она не включена в общую структурную схему организации).
  5. Перечень документов системы менеджмента качества
  6. Документированные процедуры:
    • управление документацией
    • управление записями
    • внутренние аудиты
    • управление несоответствующей продукцией
    • корректирующие действия
    • предупреждающие действия

Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов системы менеджмента, включая записи (выборочно, по запросу органа по сертификации).

Документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.


4. Предварительный анализ и подготовка к аудиту

Первичная оценка организации включает:

    • Анализ предоставленных документов
    • Сбор дополнительной информации
    • Формирование заключения о возможности проведения аудита
При отрицательном заключении заявитель должен:

    • Устранить выявленные несоответствия
    • Предоставить доработанные документы

5. Подготовка к аудиту на месте

1. Предаудитный этап предусматривает:

    • Взаимодействие председателя комиссии с организацией
    • Разработку плана аудита
    • Согласование условий проверки
При планировании учитываются:
    • Масштабы организации
    • Сложность процессов
    • Количество площадок
    • Требования стандартов

6. Проведение аудита


Основные этапы аудита:
  1. Предварительное совещание
  2. Обследование системы менеджмента
  3. Подготовка итогового акта
  4. Заключительное совещание

Задачи предварительного совещания:
    • Представление участников
    • Обсуждение графика работ
    • Ознакомление с методами аудита
    • Согласование процедур

Процесс проверки и объекты аудита:
    • Квалификация персонала
    • Система повышения квалификации
    • Нормативная документация
    • Взаимодействие подразделений
    • Обратная связь от потребителей

Классификация несоответствий по видам:
    • Значительные (категория 1)
    • Малозначительные (категория 2)
    • Отклонения без характера несоответствия (категория 3)

Работа с несоответствиями, процедура устранения:
    • Регистрация несоответствий
    • Разработка корректирующих мероприятий
    • Контроль исполнения
    • Документальное подтверждение
Завершающий этап, итоговые документы:
    • Акт по результатам аудита
    • План корректирующих действий
    • Протоколы совещаний
Оформление результатов, содержание акта:
    • Данные об участниках
    • Цели и область аудита
    • Результаты проверки
    • Рекомендации по улучшению
    • Приложения к акту

7. Выдача сертификата

Условия выдачи:
    • Устранение всех несоответствий
    • Подтверждение эффективности корректировок
    • Положительное решение органа по сертификации

Срок действия сертификата — до трех лет.
При неудовлетворительных результатах выполнения корректировок выдается отказ в сертификации.


8. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами

Инспекционный контроль — это обязательная процедура проверки сертифицированных объектов, которую осуществляет выдавший сертификат орган по сертификации на протяжении всего срока его действия.

Различают два типаинспекционного контроля:
    • Плановый — проводится минимум раз в год
    • Внеплановый — осуществляется при возникновении особых обстоятельств

Плановый контроль основные характеристики:


    • Первый контроль проводится в течение 12 месяцев после завершения второго этапа аудита
    • Объем проверки охватывает минимум половину элементов системы менеджмента

Обязательные элементы проверки:
    • Внутренние аудиты и анализ руководства
    • Эффективность корректирующих действий
    • Работа с жалобами
    • Достижение установленных целей
    • Система контроля и испытаний
    • Анализ изменений
    • Использование сертификата

Внеплановый контроль, основания для проведения:


    • Серьезные нарушения в сертифицированной системе
    • Жалобы потребителей
    • Существенные изменения в:
      • организационной структуре
      • производственных процессах
      • кадровом составе

Организация проверки, процедура проведения:


    • Назначение председателя комиссии
    • Формирование состава комиссии
    • Разработка плана контроля
    • Выполнение проверки согласно установленным процедурам

Результаты контроля, возможные решения:


    • Подтверждение действия сертификата
    • Приостановление действия сертификата
    • Прекращение действия сертификата

Работа с несоответствиями, порядок устранения:
    • Значительные несоответствия — устранение в течение 3 недель
    • Малозначительные несоответствия — в согласованные сроки (не более 3 недель)

Последствия невыполнения:
    • Приостановление сертификата на срок до 3 месяцев
    • Прекращение действия при неустранении в установленные сроки

Основания для приостановление сертификата:

    • Невыполнение корректирующих действий
    • Нарушение правил использования сертификата
    • Добровольный запрос держателя сертификата
Период приостановления: не более 6 месяцев

Завершающие процедуры, оформление результатов:

    • Составление акта проверки
    • Хранение документов в органе по сертификации
    • Направление копий держателю сертификата

Особые условия:

    • При неудовлетворительных результатах корректировок сертификат аннулируется
    • Приостановление действия знака соответствия при приостановлении сертификата
    • Обязательное информирование держателя сертификата о принятых решениях

9. Применение сертификата и знака соответствия Системы

При сертификации организация-заявитель получает два ключевых документа:

    • Сертификат соответствия
    • Письменное разрешение на применение знака соответствия системы
Орган по сертификации осуществляет постоянный мониторинг корректности использования:
    • Выданных сертификатов
    • Знаков соответствия
    • Информации о сертификации

Держателю сертификата категорически запрещено:

1. Неправомерное использование знака соответствия:

    • Размещение на продукции без подтверждения качества
    • Маркировка упаковки без соответствующих оснований
    • Использование в документации испытаний
    • Применение в иных случаях, способных ввести в заблуждение потребителей
2. Расширение области применения:

    • Распространение знака на несертифицированные виды деятельности
    • Использование за пределами сертифицированной области

3. Нарушение временных ограничений:

    • Применение сертификата после приостановления действия
    • Использование при аннулировании
    • Размещение знака после окончания срока действия

Меры реагирования.Орган по сертификации обязан:

  • Отслеживать некорректные упоминания системы
  • Реагировать на недостоверную информацию в рекламе
  • Контролировать использование знаков в каталогах
  • Проверять корректность применения в интернет-ресурсах
  • Принимать меры при выявлении нарушений

Ответственность за нарушение правил использования сертификатов и знаков соответствия:

  • Приостановление действия сертификата
  • Аннулирование разрешительных документов
  • Применение иных мер воздействия в соответствии с регламентом

10. Порядок рассмотрения апелляций

Апелляционная комиссия — это уполномоченный орган, который рассматривает:

    • Жалобы на решения по сертификации
    • Претензии между участниками системы
    • Спорные ситуации в процессе сертификации

Создание комиссии осуществляется организацией-учредителем системы сертификации.
Процедура работы с апелляциями включает:

    • Приём письменных заявлений
    • Анализ представленных материалов
    • Подготовка заключения
    • Оформление итогового решения

Результаты рассмотрения отражаются в итоговых документах и направляются:
    • В ООО «ИНДИГО-ТЕСТ»
    • Заявителю
    • Соответствующим участникам системы

Решения комиссии являются обязательными для всех участников сертификации и окончательными в рамках системы.

При несогласии с принятым решением заявитель имеет право обратиться в арбитражный суд.
Участники процесса должны соблюдать установленный порядок подачи апелляций, предоставлять достоверные материалы, выполнять принятые решения и уважать права других участников системы.

11. Порядок оплаты работ по сертификации

Оплата работ по сертификации в Системе осуществляется на основе хозяйственных договоров (контрактов).Расходы, связанные с проведением сертификации, несут заявители.

Оплата работ по сертификации проводится заявителем независимо от полученных результатов.


Порядок оплаты работ по сертификации, проведению инспекционного контроля, устанавливается лицом, создавшим Систему, в соответствии с действующим законодательством.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies