Стандарты ИСО 9000:2000 - опора для развития бизнеса

Первое издание международных стандартов ИСО вышло еще в 1987 году. Но с течением времени понадобился их пересмотр, поэтому в 2000 году увидели свет новые стандарты качества исо 9000.  В России эта стандарты принято назвать ГОСТ Р исо 9000-2001.  Главные изменения коснулись сокращения количества стандартов: остались iso 9000, исо 9001 и исо 9004. Но это еще не все. В новых стандартах  при разработке ориентация производилась на удовлетворение нужд потребителей, тогда как раньше акцент делался на удовлетворение потребности. Было учтено и то, что система менеджмента качества должна быть ориентирована на постоянное совершенствование. Изменился процессный подход, применительно к управлению качеством, который теперь включает 8 принципов. Документы поменяли структуру в сторону большей логичности. 


Система исо 9000:2000 сфокусирована на том, чтобы максимально удовлетворить потребительские ожидания  и тем самым улучшить  благосостояние потребителя. Конечно, стандарт исо 9000 заботится не только о потребителях товаров и услуг, но и об их поставщиках, всех заинтересованных в производстве и оказании услуг лицах (рабочих, поставщиков, инвесторов и пр.) и социума в целом. Таким образом, система качества исо 9000: 2000 претерпела существенные изменения.

 Как новая система менеджмента качества достигает своих целей? Она сформирована на основе 8 принципов:

1. Вся организация предприятия должна быть ориентирована на потребителя и быть построена в его интересах и направлена на удовлетворение его нужд.
- Повышение доверия со стороны потребителей, партнеров, заказчиков, государства.
2. Руководству отдается ведущая роль в управлении компанией и в достижении поставленных целей, посредством вовлечения в общее дело всех работников предприятия.
3. Участие работников во всех делах организации - что даст возможность использовать все способности персонала для наиболее полного удовлетворения нужд потребителей и получения максимальной прибыли.
4. Управление не результатами процесса, а управление самим процессом – необходимо для получения наиболее эффективного и быстрого результата. Внедряя стандарты iso серии 9000:2000, организация направляет усилия не только на повышение качества товаров и услуг, но и на то, как в ходе производства товаров или оказания каких-либо услуг наблюдается рост (увеличение) их ценности.
5. К управлению качеством применяется системный подход – необходимо системно управлять процессом достижения качества, на всех этапах. Иначе говоря, любой процесс состоит из целого ряда подпроцессов, которые взаимосвязаны друг с другом, и от того насколько будет правильно и своевременно выполнен один, будет зависеть результат другого и всего дела в целом.
6. Непрерывное улучшение. Если на предприятии постоянно улучшается качество товаров или услуг, то это повышает их конкурентоспособность и также отражается благоприятно на потребительской стоимости оказываемой услуги или производимого товара, конечно, это положительно влияет и на экономические показатели компании и на благосостояние потребителя.
7. Управленческие решения принимаются на основания конкретных фактов, например, на основании проведенных маркетинговых исследований или других достоверных данных.
8. Отлаженные связи с поставщиками продукции, построенные на принципе взаимной выгоды, повышают качество продукции.

 

Приведенные принципы управления качеством, отраженные в стандартах iso 9000:2000 (ГОСТ Р исо 9000-2001), дают почву для создания оптимальной системы управления предприятием, направлены на устранение препятствий в торговле, увеличение рентабельности бизнеса и улучшение благосостояния покупателей товаров и пользователей услуг.